Навигация
Инструкции
Бизнес-планирование
Франчайзинг
Бизнес-идеи
Налоги и учет
Эффективность бизнеса


Материалы
Бизнес-планы
Документы




Поиск по сайту

Как нужно оформлять сотрудника при его приеме на должность?

Взаимоотношения между предпринимателями и их наемными работниками – это особая сфера трудовых взаимоотношений. Выступая в качестве работодателя, предприниматель становится специальным субъектом трудового права (что подтверждается нормами трудового законодательства, отраженными в статьях главы 48 ТК РФ). Это влечет не только возникновение дополнительных прав и обязанностей у предпринимателей, но и налагает на них соответствующую ответственность.

Поэтому чтобы оценить меру возможной дополнительной правовой нагрузки предприниматель должен заранее знать, как юридически грамотно оформить принятие сотрудника на работу и какие правовые последствия влечет этот акт.

Прежде чем принять на ответственную работу нового сотрудника, особенно если вакантная должность опосредует обязательную материальную ответственность работника, либо связана с коммерческой тайной или иными экономическими интересами, или же требует соответствующего опыта работы и иных навыков, необходимо удостовериться в наличии положительной характеристики претендента по прошлому месту работы.

Это могут быть справки, предоставленные претендентом с предыдущих мест работы, либо информация, полученная вами по запросу от других работодателей. Наличие соответствующего опыта и уровня квалификации может подтверждать записями в трудовой книжке работника, а также удостоверениями и свидетельствами о присвоении степени (разряда) квалификации.

Далее, для юридического оформления принятия сотрудника на работу претендент должен при себе иметь следующие документы: паспорт (либо другой документ, удостоверяющий его личность); трудовая книжка (если трудовой договор заключается работником не впервые и данная работа не будет для него работой по совместительству); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета (для военнообязанных, а также лиц, которые подлежат призыву на военную службу); документы, подтверждающие наличие образования, специальных знаний, уровня квалификации (если таковые требуются для занятия им вакантной должности); иные документы (в случае если вакантная должность требует специальных навыков или прохождения определенных процедур – например, водительское удостоверение, медицинская книжка и т.д.). Также требуется наличие письменного заявления претендента о принятии его на работу.

Если претендент устраивается на работу впервые, то предприниматель-работодатель должен оформить ему трудовую книжку, а также свидетельство о государственном пенсионном страховании (если таковое у претендента отсутствует).

Предприниматель же, собирающийся принять на работу сотрудника, со своей стороны должен иметь документы, подтверждающие регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя и документы о постановке его на учет в налоговый орган, а также паспорт.

Принятие любого сотрудника на работу (если речь, конечно, не идет о работе, которая может быть выполнена по гражданско-правовому договору (например, договору подряда) осуществляется путем заключения трудового договора. Трудовой договор не должен противоречить нормам трудового законодательства РФ. Данный документ обязательно оформляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. При этом работник предварительно должен быть ознакомлен с условиями договора и согласен с ними. Один экземпляр с подписью и печатью работодателя предоставляется работнику, о чем на оставшемся у работодателя экземпляре делается соответствующая запись с подписью работника. Обязательными условиями договора (то есть пунктами, требующими непременного внесения их в содержание текста договора) являются: срок договора; режим работы; оплата трудовой деятельности (ее условия), должностной оклад; обязанности и права, а также ответственность сторон.

Основные пункты трудового договора прописаны в типовых договорах. Дополнительным условием договора может быть испытательный срок. В случае если занимаемая должность требует дополнительной ответственности работника, то с ним заключаются также отдельные соглашения: о сохранении коммерческой тайны; о полной материальной ответственности и т.д. Если же работник по каким-либо причинам уже был фактически допущен к выполнению работы, то предприниматель в течение 3-х дней с момента допущения работника к работе обязан в письменной форме заключить с таким работником трудовой договор.

В трудовых договорах, заключаемых индивидуальными предпринимателями, есть и определенные особенности, предусмотренные ТК РФ. Так, ст. 307 ТК РФ предоставляет возможность включить в договор дополнительные, не предусмотренные для обычных работодателей, основания, по которым предприниматель может уволить своих работников.

В подобных случаях, заключаемый трудовой договор должен также содержать и особые условия о случаях выплаты выходного пособия (иных компенсаций) и его размерах. Кроме того, ст. 306 ТК РФ предоставляет предпринимателю право в одностороннем порядке изменять существенные условия (пункты) заключенного трудового договора, при этом, конечно, предварительно предупредив работника об этом не менее чем за 14 календарных дней (в то время как для остальных работодателей этот срок составляет 2 месяца).

Еще одной особенностью трудового договора, заключаемого работодателями – предпринимателями: необходимость его регистрации в органах местного самоуправления (регистрационной палате).

Далее предприниматель, являющийся работодателем, должен издать приказ о принятии конкретного сотрудника на определенную должность. Работник должен быть в обязательном порядке (под расписку) ознакомлен с данным приказом. После чего предприниматель заносит в трудовую книжку запись о соответствующем приеме на работу работника, согласно изданному приказу. После чего заводится лицевой счет, оформляется карточка формы Т-2 и заполняется табель.


Заключение трудового договора между предпринимателем и работником определяет начало отчета времени для оформления дальнейших документов и прохождения определенных процедур предпринимателем. Так, в течение 10 дней работодатель по месту жительства должен зарегистрироваться в ФСС, предоставив нотариально заверенные копии документов: паспорта; свидетельства ИНН; свидетельства о государственной регистрации ИП; трудовой книжки работника или гражданско-правового договора; а также оригиналы: выписка из ЕГРИП; справка из банка - об открытии счета (при наличии р/счета).

В течение 30 дней работодателю следует зарегистрироваться в Пенсионном Фонде РФ. При этом работодатель должен предоставить в орган копии следующих документов: паспорта, свидетельства ИНН, свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, трудового договора и лицензии (если таковая имеется). Также в течение 30 дней предприниматель должен зарегистрироваться ФОМС (пакет документов тот же) и заключить договор об обязательном медицинском страховании с одной из страховых компаний для оформления медицинского полиса работнику.

Предприниматель, получив статус работодателя, возлагает на себя обязанность уплачивать ежемесячно налоги (сборы) и взносы. В первую очередь, сюда относится налоговый сбор в размере 13 % от ежемесячного дохода работника, который предприниматель в качестве налогового агента должен перечислять в налоговый орган.

Кроме того, предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками, осуществляя выплаты в пользу физических лиц, после соответствующей регистрации признаются плательщиками определенных страховых взносов по обязательным видам социального страхования, а именно: обязательное пенсионное страхование; обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование. Тарифы к концу 2011 года по страховым взносам для ИП 1967 года рождения и младше были следующие: ПФР (страховая часть) – 20% (где 10% - солидарная часть, 10% - индивидуальная); ПФР (накопительная часть) – 6 %; ФОМС – 5,1 %.

Таким образом, прежде чем приобретать статус работодателя предприниматель должен серьезно подойти к данному вопросу и заранее ознакомиться с перечнем необходимых процедур и наличия соответствующей документации для заключения трудовых отношений с наемными работниками. Что в последствие он мог соблюсти все предусмотренные на сегодняшний день юридические процедуры оформления трудовых взаимоотношений с наемными работниками.

Дата добавления: 2012-02-22

Просмотров: 22904



При полном или частичном копировании материалов сайта прямая гиперссылка на bizseven.ru обязательна.

Карта сайта